Астероид Паллада: фото, орбита, размеры

Наряду со светилом и полноценными, а также карликовыми планетами

и их спутниками наша Солнечная система содержит миллиарды других космических тел, отличающихся друг от друга как размерами, составом, так и положением орбит. Если кометы, состоящие из водяного льда и замороженных газов, считаются «жителями» самых дальних рубежей Солнечной семьи, облака Оорта, то астероиды вращаются в пределах орбит Марса и Юпитера – Большом поясе астероидов.

Астероид Паллада

Подавляющее большинство тел Пояса не крупнее теннисного мяча. Но масса и размеры некоторых экземпляров, таких как астероид Паллада, находятся на грани гидростатического равновесия (состояние, когда внутренняя гравитация небесного тела настолько сильна, что заставляет «течь» твердые породы, придавая объекту форму правильного шара).

Как искали планету, а нашли сотни

Давным-давно, еще на рубеже 19-го и 20-го веков астрономы обратили внимание, что ряд расстояний от Солнца до планет вполне укладывается в правильную математическую последовательность (так называемое правило Титиуса-Боде). Из общей картинки выпадала только «брешь» между Марсом и Юпитером. Согласно правилу, прекрасно работавшему на всех остальных планетах, в этом месте должна была быть еще одна. В конце 18-го века среди астрономов развернулась настоящая охота за новым космическим телом.

Древнегреческий астроном

И вот в 1801 году планета была найдена. Ее первооткрыватель, итальянский астроном Пиацци назвал ее Церерой. Но вот беда, буквально в следующем году примерно в той же области Солнечной системы обнаруживается еще она планета. Так земляне узнали об астероиде Паллада. Размеры открываемых объектов были значительно меньше известных на тот момент планет, и ученые вынуждены были вывести их в отдельный класс космических тел.

Астероидом считается спутник Солнца с диаметром более 30 метров, но не достигающий массы, достаточной для образования формы правильного шара. В настоящее время открыто, изучено и описано более полумиллиона астероидов.

Имя Паллада

Одним из первых государств, чьи ученые добились высоких успехов в астрономии, была древняя Греция. Именно жрецы греческих храмов привнесли в науку такой термин как «планета». Известным же на тот момент планетам были даны имена в честь богов древнегреческой мифологии. После открытия астероидов традиции не изменили, но решено было давать малым небесным телам лишь женские имена, позднее, правда, стали появляться и астероиды «мужчины».

Афина Паллада

Не стал исключением и астероид Паллада. Имя свое он получил в честь Паллады – дочери царя морей Тритона, подруги детства дочери Юпитера Афины. Как-то еще юная Афина в пылу ссоры убила свою подругу, метнув в нее копье. Горько плакала дочь громовержца над убитой подругой, не было возможности даже у нее, отпрыска верховного бога, вернуть душу из мрачного Тартара. В память о погибшей подруге Афина прибавила к своему имени имя несчастной и стала именоваться отныне Афиной Палладой.

Дом семейства астероидов

Откуда же взялся астероид Паллада, как образовались другие представители Большого пояса? Ответ на этот вопрос лежит немного дальше от Солнца. Это Юпитер, верховный Бог в древнегреческом пантеоне и самая большая и тяжелая планета в Солнечной системе.

В процессе образования планет каждой из них доставалась какая-то часть протопланетного диска. Массе частиц, составлявшей кольцо, расположенное в пределах нынешних орбит Марса и Юпитера, трансформироваться в полноценную планету помешало мощнейшее гравитационное поле планеты Юпитер, находившейся, по некоторым предположениям, в ту далекую эпоху гораздо ближе к астероидному поясу, нежели в настоящее время.

Большой пояс астероидов

Так что астероид Паллада, увы, не обломок древней планеты, погибшей в результате неизвестного космического катаклизма, как любит это утверждать вся уфолого-мифологическая братия. Никогда не украшал небо Протоземли таинственный Фаэтон, никогда не было на нем разумной жизни и ее обитатели под видом богов не учили наших далеких предков земледелию и не помогали им строить пирамиды в Египте.

Исследование Паллады

Открыта Паллада была 28 марта 1802 года немцем Генрихом Вильгельмом Ольберсом. С тех пор ее исследование сводилось к уточнению параметров орбиты и изучению ее изображений при помощи телескопов. Орбитальные телескопы, такие как «Хаббл», также внесли свою лепту в изучение астероида Паллада. Фото, сделанные с их помощью стали первыми изображениями хорошего качества. Наконец-то появилась возможность для изучения поверхности космического тела.

Как образовался астероид Паллада

Итак, гипотеза о появлении астероидов в результате разрушения гипотетической планеты в глазах ученых стала несостоятельной. В таком случае как же образовались тысячи сравнительно небольших планетоидов в столь узком промежутке пространства?

Протопланетный диск

Считается, что образование астероидов происходило одновременно с рождением «полноценных» планет Солнечной системы. Планетезимали (сгустки вещества протопланетного диска – будущие тела звездной системы), из которых в будущем образовались астероиды, получили достаточно энергии, чтобы их недра были разогреты до больших температур. Благодаря этому крупнейшие астероиды, такие как Веста, Паллада, – не просто сгустки щебня и космической пыли аморфные в глубине под поверхностью, а монолитные каменные глыбы. А Церера – когда-то крупнейший астероид, а теперь карликовая планета, даже получила форму правильного шара.

По некоторым предположениям на поверхности Паллады в период ее космической юности могли даже действовать вулканы, покрывая ее поверхность морями из расплавленных пород. На дальнейшую эволюцию повлияло движение астероида Паллада в среде себе подобных кусков камня всевозможных размеров. Миллионы лет существования в астероидном поясе привели к тому, что поверхность крупных тел неизбежно покрывалась притягиваемой ими мелкодисперсной пылью, реголитом, результатом столкновений мелких и крупных камней. По той же причине на поверхности Паллады позднее образовались кратеры.

Состав и поверхность

Форма Паллады близка к шарообразной, ее средний диаметр составляет 512 км. На поверхности планетоида имеется гравитация, она в 50 раз меньше земной. Плотность вещества, из которого состоит Паллада немного больше 3 грамм на сантиметр кубический, что говорит о ней как, скорее, о каменном объекте.

На самом деле, Паллада – каменное космическое тело класса S, а точнее, его подкласса B. Тела подобного рода состоят в основном из безводных силикатов, а также вещества, имеющего структуру и консистенцию подобно земной глине. Поверхность, как у большинства не имеющих атмосферы небесных объектов, покрыта следами столкновений с более мелкими «собратьями» - кратерами.

Орбита

Орбита астероида Паллада характерна для большинства объектов Большого астероидного пояса. В перигелии астероид приближается к Солнцу на расстояние в 320 млн км, афелий же находится в 510 млн км. Эллипс – орбита астероида Паллада имеет большую полуось 414 миллионов километров.

Год на Палладе длится более 4,5 земных, а сутки около 7,5 часов.

Что мы там ищем

Есть предположение, что некоторые астероиды богаты металлами, в том числе редкими и радиоактивными. Более того, скорее всего 99 % всех редкоземельных металлов, добываемых в недрах Земли, не что иное, как материал, выпавший в виде метеоритов и мелких астероидов на нашу планету в период поздней космической бомбардировки.

Разработка ресурсов на астероидах

Подсчитано, что стоимость сравнительно небольшого металлического астероида диаметром чуть более километра может содержать материалов на сумму в пару десятков триллионов долларов США.

К сожалению, сейчас в распоряжении человечества не имеется средств, позволяющих вести разработку ресурсов на астероидах, но кто знает…

Distribuiți pe rețelele sociale:

înrudit
Тектонические плитыТектонические плиты
Как посмотреть закладки в `ВК` с компьютера, добавить или удалить ихКак посмотреть закладки в `ВК` с компьютера, добавить или удалить их
Звезда Антарес - красный исполин, сердце Скорпиона, соперник МарсаЗвезда Антарес - красный исполин, сердце Скорпиона, соперник Марса
На какой вопрос нельзя ответить `нет`? На какие вопросы нет ответов вовсе?На какой вопрос нельзя ответить `нет`? На какие вопросы нет ответов вовсе?
Какие бывают сорта хурмыКакие бывают сорта хурмы