Выборка в социологическом исследовании. Виды, типы, особенности

Многие науки, изучающие различные процессы в обществе, отношение людей к тем или иным явлениям и проблемам, межличностные и групповые взаимоотношения, пользуются не только теоретическими знаниями, накопленными и систематизированными на протяжении многих лет, но и эмпирическими исследованиями, которые необычайно важны и значимы для более глубокого изучения и понимания многих общественных процессов и феноменов. Эмпирическое социологическое исследование – это фиксирование, регистрация конкретных социальных характерных фактов, необходимая для понимания и изучения определенных отношений, явлений и событий, происходящих в обществе. Оно отличается от теоретического знания тем, что оперирует не относительными общенаучными теориями, понятиями и категориями, а анализирует «живое, реальное» поведение людей, их суждения и взгляды, результат деятельности. Подобное исследование необходимо для того, чтобы получить более полную, правдивую, надежную и достоверную информацию об изучаемом процессе. Причем, эмпирическое исследование – это хорошо организованная научная процедура, которая строится по специально отработанной схеме, в которой используются определенные технологии, в том числе и организация выборки для исследования.

В социологии известны три основных вида получения информации: всеобщее, локальное и выборочное исследование. Последнее применяют чаще всего, поскольку сделать его проще, требуется меньше времени и других ресурсов. Здесь очень важно организовать правильную выборку, поскольку от этого будет зависеть точность и объективность полученной информации. Выборка в социологическом исследовании проводится таким образом, чтобы она отражала тенденции, свойственные всей генеральной совокупности (населению города, страны, сотрудникам предприятия и т.д.). Так, нужная информация, полученная при социологическом опросе 300–500 человек, может быть экстраполирована на все население города или на всех сотрудников предприятия, что позволит иначе взглянуть на изучаемые социальные и экономические процессы в конкретном регионе или обществе в целом.

Выборка в социологическом исследовании строится по определенной схеме, которая должна подготовить ее репрезентативность, т.е. научную состоятельность, полноту и правдивость данных, полученных в ходе опроса, и возможность экстраполяции их на генеральную совокупность людей. Проблемы обеспечения репрезентативности достаточно сложны и рассматриваются статистикой. Сложность заключается в том, чтобы выборка в социологическом исследовании обеспечивала не только количественную репрезентацию генеральной совокупности (т.е. людей в выборке должно быть столько, чтобы данные, полученные при их опросе, можно было распространить на общество в целом), но и качественную репрезентацию (т.е. в ней должны быть представлены все существующие группы, мнение которых важно для данного исследования). Таким образом, понятие «выборка» в социологии рассматривается в двух аспектах. Во-первых, это подлежащая исследованию часть генеральной совокупности, во-вторых, это часть совокупности, при формировании которой должно соблюдаться условие ее репрезентативности.



Выделяют различные типы выборок. Это может быть стихийная выборка, когда в группу отбирают людей по принципу добровольности и доступности. Чаще всего такой опрос происходит с помощью почтовых отправлений и публикаций в средствах массовой информации. Это самый экономичный тип выборки, но и самый ненадежный, ведь он менее всего отвечает условию репрезентативности. Наиболее часто используемый тип – случайная выборка. В данном случае обеспечивается возможность участия в опросе любому члену общества. Случайная выборка составляется с использованием таблиц случайных чисел, лотерейного или механического отбора. Наконец, существует стратифицированный или квотный отбор. Он создается многоступенчато. Сначала формируется генеральная выборка с учетом всех необходимых в исследовании параметров. Затем происходит отбор в выборочную совокупность с учетом этих параметров.

Выборка в социологическом исследовании подразделяется еще и на простую одноступенчатую, на серийную, когда в качестве единицы отбора берут семью, социальную или профессиональную группу и т.д., а также на многоступенчатую, когда отбор респондентов происходит в несколько этапов, например, отрасль промышленности – предприятие – цех – бригада и т.д.

Правильно организованная выборка, с учетом всех параметров репрезентативности, играет огромную роль в социологическом исследовании. Ведь на основе полученных эмпирических данных при опросе всего 10% респондентов можно понять суть сложных процессов, происходящих в обществе в целом.

Distribuiți pe rețelele sociale:

înrudit
Методология педагогической науки в студенческом исследовании.Методология педагогической науки в студенческом исследовании.
Высшая нервная деятельность - типы темпераментаВысшая нервная деятельность - типы темперамента
Чем отличается магистр от бакалавра? Найдем ответ!Чем отличается магистр от бакалавра? Найдем ответ!
Социальные общности и социальные группы в наукеСоциальные общности и социальные группы в науке
Статистик - это кто? Социальная, экономическая и правовая статистикаСтатистик - это кто? Социальная, экономическая и правовая статистика
В психологии индивид - это что такое? Понятие индивида в психологииВ психологии индивид - это что такое? Понятие индивида в психологии
Структура психики с позиций науки соционикиСтруктура психики с позиций науки соционики
Понятие метода в наукеПонятие метода в науке
Функции НаукиФункции Науки
Основные методы социального познанияОсновные методы социального познания
» » Выборка в социологическом исследовании. Виды, типы, особенности