Факторы развития личности

На становление человека на протяжении всей его жизни действует огромное количество факторов, как внешнего, так и внутреннего характера. Их многообразие настолько велико, что ответить на вопрос, вынесенный в заголовок статьи, было бы просто невозможно, если бы не принять некоторых предварительных условий.

Во-первых, сам факт того, насколько многообразны факторы развития личности, делает необходимым провести хотя бы предварительную, не детализированную, их классификацию.

Во-вторых, это многообразие факторов, в конечном итоге, приводит к такой же множественности результата их действия – вариаций личности, поэтому необходимо разобраться и с вопросом классификации основных типов личности.

Это важно потому, что факторы могут иметь различную природу и источники формирования. На развитие человека могут воздействовать подсознательные факторы развития личности, которые описаны в трудах, например З. Фрейда и которые носят для самого человека латентный (скрытый) характер. Оказывают влияние и так называемые пограничные ситуации, исследованию которых посвятил научную деятельность Карл Ясперс. Широко распространена, особенно в современной западной социально-психологической науке? теория экзистенциального формирования личности (Жан-Поль Сартр, Альбер Камю), которая исходит из утверждения «вынужденной» свободы человека.

Но в наиболее простом виде исследовать факторы развития личности следует исходя из того аксиоматического положения, что они воздействуют на индивида с различной степенью интенсивности, а потому, в зависимости от доминирования тех или иных из них, формируются различные типы личности.

Принято выделять следующие социальные типы личности.

Модальный тип – такая личность, которой характерны черты и признаки, которые являются типичными для данного типа общества, его культуры, ментальности и прочих аспектов. Поэтому можно сказать, что тут доминирующей группой факторов будут те, которые формируются окружающей социальной средой, самим обществом.

Базисный тип воплощает в себе черты, минимально необходимые для того, чтобы быть индивиду четко идентифицированным в социальной структуре общества. Это тот тип, о представителях которого говорят: «Ну вот, теперь он(а) настоящий&hellip-(профессионал, муж, политик и т.д.). Следовательно, тут господствующее значение в формировании будут играть факторы развития личности, инициируемые системой образования и воспитания, трудовыми коллективами, семьей и т.п.



В некоторых случаях наблюдается, так называемый кумулятивный эффект в действии факторов личностного становления. Это такое явление, когда в определенной ситуации, исторической обстановке, действие одних факторов усиливается, а действие других как бы приостанавливается или ослабевает. Например, когда доминируют факторы внешнего происхождения, это приводит к становлению реактивного типа личности, о представителях которого говорят: «плывет по течению». В противовес, проактивную личность формируют такие основные факторы развития личности, которые заключены в самом индивиде – его целеустремленность, настойчивость, убежденность, интеллектуальный потенциал.

Маргинальный тип – пример отсутствия ярко выраженной группы доминирующих факторов, в результате такого их действия развивается личность пограничной ментальности и размытой идентичности.

Одним словом, независимо от того, какая наука исследует факторы развития личности, педагогика, социология, психология или другая, все их множество можно свести к следующим категориям:

- биологические и генетические, заложенные в природе человека как биологического существа;

- физическое окружение, то есть природно-климатическая и географическая среда, в которой происходит развитие индивида;

- культура, наверное, самый важный социальный фактор, который дает индивиду образцы социального поведения и социального взаимодействия;

- собственный социальный опыт, который формирует у человека критерии своего поведения и его оценки.

В современном обществе довольно сложно выяснять доминирование каких-либо групп признаков. Их действие носит мультипликативный характер и неустойчиво, изменчиво во времени. Именно поэтому в современных условиях остро стоит проблема нахождения гармоничного сочетания действия факторов внутренней природы и общественной, которая обеспечивает ему стабильное поступательное развитие.

Distribuiți pe rețelele sociale:

înrudit
Виды потребностей человекаВиды потребностей человека
Виды адаптации человекаВиды адаптации человека
Познавательные психические процессыПознавательные психические процессы
Интересы - это важная составляющая личностиИнтересы - это важная составляющая личности
Физическое совершенство - это красота и здоровье телаФизическое совершенство - это красота и здоровье тела
Как правильно звучит полное имя? Феня - сокращенный вариантКак правильно звучит полное имя? Феня - сокращенный вариант
Оскорбление личности - статья УК РФ или КоАП?Оскорбление личности - статья УК РФ или КоАП?
Структура личности по Платонову. Психология личностиСтруктура личности по Платонову. Психология личности
В психологии индивид - это что такое? Понятие индивида в психологииВ психологии индивид - это что такое? Понятие индивида в психологии
Влияние - это побуждение к развитиюВлияние - это побуждение к развитию
» » Факторы развития личности